В связи с участившимися случаями нарушений иностранными и российскими гражданами таможенных процедур ввоза на территорию РФ предназначенных для личного пользования лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные вещества, подлежащих контролю в РФ, рекомендуем въезжающим в РФ ознакомиться со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681
    "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";

  2. Приложения №№ 2, 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»;

  3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации";

  4. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

  5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

    Обращаем внимание, что нарушение правил ввоза предназначенных для личного потребления лекарственных препаратов, содержащих наркотические и/или психотропные вещества, подлежащих контролю в РФ, влечет за собой административную и/или уголовную ответственность.

В связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 г. №155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в систему добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации при выезде за рубеж, связанных с оплатой экстренной и неотложной медицинской помощи, которые вступают в силу с 28 декабря 2015 года.

В соответствии с новым законом, оплата оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию) и (или) оплата возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию осуществляются согласно условиям договора об оказании медицинских услуг, договора добровольного страхования (страхового полиса), предусматривающего оплату и (или) возмещение расходов на оплату медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации и оплату возвращения тела (останков) в Российскую Федерацию, и (или) иного документа, действительного для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

В случае отсутствия упомянутых документов расходы на оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах (включая медицинскую эвакуацию на территории иностранного государства и из иностранного государства в Российскую Федерацию), за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин Российской Федерации или лица, заинтересованные в оказании медицинской помощи гражданину Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе лица, пригласившие гражданина Российской Федерации, а расходы на возвращение тела (останков) в Российскую Федерацию несут лица, заинтересованные в возвращении тела (останков) в Российскую Федерацию.

В качестве обязательного правила страхования предусмотрено установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых иностранным государством, которое намеревается посетить застрахованное лицо, но не менее суммы, эквивалентной двум миллионам рублей по курсу Центробанка России на дату заключения договора добровольного страхования.

Уважаемые граждане Российской Федерации!

4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому граждане Российской Федерации должны уведомлять Федеральную миграционную службу (ФМС) России о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

С положениями Федерального закона РФ № 142 ФЗ можно ознакомиться здесь.

28 июля 2014 года ФМС России издан приказ № 450 «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».

С положениями Приказа ФМС России № 450 можно ознакомиться здесь.

Приложения к приказу ФМС России № 450 (внимание: Приложение 1 или Приложение 2 необходимо распечатывать на одном листе с оборотной стороной таким образом, чтобы текст на оборотной стороне не перекрывал отрывную часть бланка уведомления лицевой стороны документа):

Приложение 1 (Форма уведомления о наличии у гражданина российской федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 2 (Форма уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве);

Приложение 3 (Порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве). Перед заполнением Приложения 1 и/или Приложения 2 необходимо внимательно ознакомиться с этим документом!

С положениями Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», упомянутого в п. 9 Приложения 3 Приказа ФМС № 450, просьба ознакомиться здесь.

Просьба обратить внимание, что уведомления, оформленные в соответствии с установленными Приказом ФМС России № 450 формами, подаются гражданами Российской Федерации лично в органы ФМС либо его структурные подразделения, либо направляются через организацию Федеральной почтовой связи России.

Положения Федерального закона № 142-ФЗ распространяются на всех российских граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Поскольку российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, не располагают возможностью уведомления ФМС России на территории РФ, им необходимо обратиться лично в органы ФМС либо его структурные подразделения, либо направить уведомление через организацию Федеральной почтовой связи России при первой же поездке в Россию!

Внимание! Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России (в т.ч. Посольство России в Бельгии и Генеральное консульство России в Антверпене) не уполномочены принимать от российских граждан уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в ФМС России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.

Внимание! Положения частей третьей - десятой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель (если уведомление подается в отношении несовершеннолетнего ребенка) обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными данной статьей.

Внимание! В отношении граждан РФ, приобретших гражданство РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", правила, предусмотренные статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона № 142), применяются с 1 января 2016 года.

Внимание! Действие Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих иное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, независимо от времени их приобретения (получения).

Внимание! ФМС России и его территориальные органы ведут учет уведомлений, поступивших от граждан Российской Федерации.

Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, будет являться административным правонарушением.

Неисполнение лицом обязанности уведомления о наличии у него иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, будет являться уголовно наказываемым деянием.

По любым возникающим вопросам просьба обращаться в Федеральную миграционную службу России.

С уважением,
Консульский отдел Посольства России в Бельгии

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Обращаем внимание туристов (иных заказчиков туристского продукта), что при заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений).

Экстренная помощь оказывается туристу, который заключил или в отношении которого заключен договор о реализации туристского продукта:

- с туроператором, который является членом Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» (далее - туроператор);

- с турагентом, действующим на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором (далее - турагент).

Экстренная помощь оказывается туристу за счет средств компенсационного фонда Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

Решение об оказании экстренной помощи туристу принимается Ассоциацией «ТУРПОМОЩЬ» на основании обращения туриста и (или) иного заказчика, и (или) органа государственной власти Российской Федерации, и (или) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента. Обращение может быть направлено в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» любым способом, позволяющим установить автора обращения.

Дополнительную информацию о порядке получения туристом экстренной помощи можно получить на сайте Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» http://www.tourpom.ru/ или по телефонам +7495 9815149; 8-800-100-41-94.

Турист, отказавшийся от экстренной помощи, оказываемой Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» за счет средств компенсационного фонда, а равно и турист, получивший такую помощь, не лишается права обратиться с требованием о возмещении реального ущерба к туроператору или страховщику (гаранту).

Ежегодно миллионы наших соотечественников и иностранных граждан пересекают таможенную границу, направляясь на отдых и за свежими впечатлениями. Для них таможенные формальности в России сведены к минимуму.

Во всех крупных аэропортах действует система «зеленого» и «красного» коридоров, которая позволяет разделить, с одной стороны, туристов и иных граждан, которым нечего декларировать, а с другой стороны – лиц, перемещающих товары в коммерческих целях и иные товары, требующие обязательного письменного декларирования.

Для первых открыт «зеленый» коридор. Следуя «зеленым» коридором, большинство граждан не замечает никаких признаков таможенного контроля. Между тем, он осуществляется, и иногда к пассажиру подходит офицер таможни и просит показать багаж. К сожалению, «зеленым» коридором под видом туристов пытаются пройти правонарушители, например – наркокурьеры, перевозчики валюты или драгоценностей. А лица, которые перемещают товары, подлежащие декларированию, должны следовать «красным» коридором и заполнять таможенную декларацию.

Не занимает много времени прохождение таможенного контроля для пассажиров фирменных поездов Санкт-Петербург – Хельсинки и Москва – Киев. Таможенное оформление производится в пути и на вокзале станции отправления. Это позволило значительно уменьшить общее время движения.

Туристы, выбирающие для путешествий автомобильный транспорт, могут столкнуться с сезонными затруднениями при перемещении через пункты пропуска. Реконструкция пунктов пропуска, развитие инфраструктуры, строительство дорог – это комплекс вопросов, решение которых зависит от ряда федеральных и региональных органов. Для удобства туристов на Интернет-сайте ФТС России ежедневно обновляется информация о загруженности таможенных постов в пунктах пропуска. Автомобилист может скорректировать маршрут движения и сэкономить время. На многих таможенных постах в пунктах пропуска установлены видеокамеры, передающие изображение на сайт в режиме «он-лайн».

Много полезной информации для туристов содержит официальный сайт ФТС России (www.customs.ru), раздел «Информация для физических лиц».

Граждане, планирующие выезд за рубеж, здесь могут уточнить правила перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Можно заранее дома заполнить пассажирскую таможенную декларацию и распечатать ее. Таможенные правила размещены также на информационных стендах перед зоной таможенного контроля в международных аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах, в автомобильных пунктах пропуска. Перед прохождением таможенного контроля можно обратиться к сотрудникам таможенных органов за консультацией о необходимости письменного декларирования вещей и денежных средств.

Кстати, закон возлагает на туристические компании обязанность информировать клиентов о таможенных правилах – как отечественных, так и страны пребывания (статья 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.).

Напомним основные нормы, о которых следует помнить туристам.

Пересекая российскую границу без уплаты таможенных платежей и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары, общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро (если они следуют воздушным транспортом) либо 1500 евро (если они следуют автомобильным, железнодорожным, морским видом транспорта), и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Если турист провозит товар авиационным транспортом с превышением установленного весового либо ценового лимита, он должен заполнить пассажирскую таможенную декларацию, проследовать на «красный» коридор для предъявления документов и товаров к таможенному контролю. После чего он может оплатить таможенную пошлину либо оставить товар на складе временного хранения в таможне до оплаты пошлины или забрать товар при обратном вывозе его за границу. При этом все перечисленные таможенные операции происходят в пределах терминала, в который турист прибыл.

Наличные деньги и дорожные чеки свободно можно перемещать в эквиваленте до 10 000 долларов США. Перемещение более крупной суммы подлежит декларированию. Если это не сделано, турист может быть привлечен к юридической ответственности – административной и даже уголовной (при недекларировании валюты в крупном или особо крупном размере).

Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. Особо крупным размером считается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Существует еще ряд ограничений, которые должны знать туристы, которые едут через границу. Есть товары, запрещенные к ввозу или для перемещения которых требуются специальные разрешительные документы. Например, это – оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные средства, сильнодействующие лекарства, культурные ценности, охраняемая фауна и флора. Полный список можно уточнить на сайте таможенной службы.

Следует также уточнить таможенные правила страны, которую турист намерен посетить. Сеть «Интернет» позволяет сейчас это сделать без особых проблем.

     Информация о представлении документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
    4 февраля 2020 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 г. № 130 «О представлении документов для подтверждения происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», которое предусматривает представление физическими лицами одновременно с пассажирской таможенной декларацией
документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, при единовременном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или единовременном вывозе с таможенной территории ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в сумме, превышающей 100 тыс. долларов США одним лицом.

       Решение подготовлено в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 261 Таможенного кодекса ЕАЭС и направлено на реализацию рекомендации 32 «Курьеры наличных» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
       Данная рекомендация была разработана с целью обеспечения странами-участниками ФАТФ мер для выявления и остановки (задержания) физически перемещаемых через границу наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для целей финансирования терроризма или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
     Представляемые документы должны подтверждать сведения о происхождении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, заявленные в пассажирской таможенной декларации, (например, документы, оформляемые кредитными организациями при совершении конверсионных операций, снятии денежных средств со счета, получении кредита и др.,
документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследство, дарение и др.).

       В случае непредставления соответствующих документов перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.

 

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации на базе Справочно-информационного бюро Консульского Департамента создан Центр телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления МИД России государственных услуг. Рабочие часы: понедельник-четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45 (кроме праздничных дней), обеденный перерыв с 12:15 до 13:00; телефон +7-499-244-41-78, адрес электронной почты: callcentermid@dks.ru.